
Коротко об особенностях золочения сусальным золотом
Золочение сусальным золотом может проходить двумя способами: масляным и клеевым. Наиболее устойчивым принято считать золочение масляное, которое еще называют «матовым» или «на лаковой основе». Оно способно противостоять влиянию влаги и других атмосферных явлений, поэтому может быть применено для проведения не только внутренних, но и наружных работ.
Масляный способ отделки является довольно простым и удобным, пригодным для золочения стекла, металла, пластика, камня. Полученная матовая поверхность не может быть такой же глянцевой, как после клеевого золочения. В свою очередь клеевое золочение, может определяться как «водное», «глянцевое», «на водно-клеевой основе», «полиментное». Этот вариант больше подходит для полиуретана и древесины, поэтому его используют при изготовлении дизайнерской мебели.
Полиментное золочение позволяет получить максимальный блеск поверхности. Методика пригодна для работы внутри помещений. Что характерно, технология такого золочения осталась практически неизменной со времени ее изобретения. Клеевое золочение более трудоемкий процесс, чем масляный способ. Отшлифованная поверхность сначала покрывается грунтом, потом полиментом, затем левкасом и лишь потом накладывают сусальное золото.
При масляной технологии достаточно наложить на отшлифованное изделие левкас и масляный лак, чтобы создать нужную подготовку под золотой лист. Внешнюю отделку клеевым способом золочения (например, архитектурной отделки) можно проводить при помощи униполимента. Методика обеспечивает возможность применять способ нанесения как масляном, а блеск получать как при клеевом золочении. Правда, данный способ довольно сложен и его чаще используют лишь для выделения некоторых элементов.
Современное производство не стоит на месте и для упрощения работ по золочению, в том числе и при производстве дизайнерской мебели, используют готовые смеси (миксионы). Они наносятся на изолированную основу, а затем кладут и сусальное золото. Технология нанесения сусального золота на элитную классическую мебель влияет на долговечность отделки и уровень блеска поверхности.
Правда, каждый раз, занимаясь отделкой дизайнерской мебели, декоративных архитектурных элементов или любых других изделий, нужно проходить четыре этапа. Первым из них является подготовка поверхности, вторым — подготовка и нанесение необходимых составов, третьим — нанесение грунта, четвертым — нанесение сусального золота. Понятно, что без грамотной подготовки не может быть и речи о производстве качественной элитной классической мебели с позолоченной отделкой.
Окрашиваемую поверхность сначала необходимо отшлифовать стеклянной шкуркой, убрав с нее все неровности, а трещины заполнив специальной полировочной пастой. Металлические элементы очищают от пыли и ржавчины и покрывают в несколько слоев свинцовым суриком на масле (стандартным автолаком, шеллаком). Чтобы золото получило насыщенный оттенок, под него кладут слой золотистой охры.
Если работы ведутся с деревом, то массив обязательно сушат и убирают с его поверхности все смолистые места и сучки. Иногда, чтобы придать поверхности большую гладкость, ее проклеивают тонкой тканью. Далее проводят обработку древесины горячим 15%-м клеем.